» » Томские татары

Томские татары

Томские татары составляют значительную часть населения Томской области. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года доля татар в населении области составляла 1,93 %, таким образом татары были второй по численностью национальностью после русских.
В своё время Тоян, князь татарского племени эушта, отправился с челобитной в Москву с просьбой о приёме его народа в русское подданство, после чего и был основан город Томск.
Культура томских татар связана с культурами других тюркских народов Сибири, Средней Азии, Казахстана и Приуралья. При этом томские татары имеют свои собственные язык и обычаи.
Некоторые томские топонимы имеет татарское и тюркское происхождение, в частности реки Ушайка, Басандайка, озеро Кирек, Каштак, несколько населённых пунктов.
В настоящее время татары компактно проживают в основном в Томске (см. Татарская слобода, Эушта) и нескольких населённых пунктах Томского района — Казанке, Калтае, Кафтанчиково, Курлеке, Тахтамышево, Чёрной речке и др.
Традиционной религией татар является ислам. В Томске находятся две мечети — Красная и Белая, несколько мечетей есть в татарских сёлах, в частности в Чёрной речке и Казанке.

Историческая справка

Татары были местным населением южных районов области задолго до прихода в эти края русских. Делились они на несколько родов: Тоянов, Ашкинеев, Басандаев, Тигильдеев, Евагин. В результате слияния тюркского пришлого и местного самоедского населения (селькупов) в течение первой половины II тысячелетия н. э. сложилась новая этническая группа — томские татары, которая восприняла тюркский язык, но сохранила ряд этнографических черт самоедов. С конца XVI в. самым сильным считался род Тояна — эушта. Со времен Чингисхана жили томские татары спокойно, разводили мохнатых, некрупных, но выносливых лошадей, собак ездовых и охотничьих. Держали понемногу коров и овец. Сеяли ячмень, охотились, ловили рыбу.
Но к 1603 г. беды подступили к порогу земель Тояновых. Обложили враги из Джунгарского ханства эуштинские земли, что стало ясно Тояну — надо спасаться и народ свой спасать. Зимой 1604 г. Тоян едет в Москву к Борису Годунову. Преподнес он в подарок соболей, горностаев, бобров и стал просить его защиты. Милостиво принял Годунов сибиряка, распорядился составить грамоту.
И уж 25 марта 1604 г. 200 казаков из сибирских крепостей под началом Гаврилы Писемского и Василия Тыркова отправились в земли Тояна. Вместе с эуштинцами прикинули: мыс подходит под городское строительство. С трех сторон труднодоступен, обрывист. С юга почти река подступает — путь для судов открыт и мельницу поставить можно, и рубеж водный от неприятеля. Только северная сторона открыта для кыргызских коней, так ее перегородить недолго. Мыс тот равен, стены городские ставить удобно, боры вековые его обложили лес под строительство готовить недалеко. Новая крепость защищала от опустошительных набегов кочевников.

Поделиться:


Ссылка:
BB-code:
HTML:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив