Полное официальное наименование по состоянию на июнь 2013 года: Томское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский Музыкальный Колледж имени Эдисона Васильевича Денисова» Департамента по культуре и туризму Администрации Томской области.
Сокращённое наименование: ТМК или ОГБОУ СПО «Томский музыкальный колледж»
История
В царской России
Томское музыкальное образовательное учреждение является одним из первых учебных музыкальных заведений на территории от Поволжья (Казань) до Дальнего Востока и является одним из первых ссузов громадной губернии. Появление его предопределил сам статус города как университетского, научного, промышленного, золотодобывающего и купеческого форпоста страны на пространствах Русской Азии к концу XIX века. Постепенно в Томске формируется культурная среда, необходимая для укоренения в быту горожан различных видов искусств, создаются условия для восприятия произведений музыкального искусства. В афишах музыкальных вечеров 1870 года можно встретить произведения Ференца Листа, Шопена, Глинки, Мендельсона…
История музыкального образования в Томске начинается с 7-го февраля по старому стилю русского календаря (или 20 февраля по новому стилю) 1893 года, начинается с момента открытия Музыкальных классов при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества. Открытие самого Томского отделения Императорского Русского музыкального общества состоялось в начале 1880-х гг. Инициативу приписывают ссыльному музыканту и общественному деятелю, члену Русского музыкального общества Андрею Андреевичу Ауэрбаху, организовавшему перед этим небольшую начальную музыкальную школу в городе и активно поднимавшему вопрос о необходимости открытия в губернском центре полноценного Музыкального училища. Идея была также поддержана томским купечеством.
После торжеств, учёба началась 10-го (23-го) февраля 1893 года. Тогда в два класса было принято 25 учеников. Появление учреждения было ярким культурным событием всей Сибири, на его открытии прибыл лично губернатор Томской губернии. Руководителями классов стали известные в России музыканты специалисты с высшим образованием, выпускники Московской консерватории: класс фортепьяно вела М.Ф. Зубова, класс скрипки — Г.Р. Перковский. Учебный год был организован по программам столичных музыкальных училищ, преподавание шло на высшем музыкальном уровне. В первом Уставе учреждения утверждалось, что педагогами могут быть лишь люди с высшим (консерваторским) образованием и до времён советской власти это требование соблюдалось неукоснительно. Первым директором (1893—1898) Музыкальных классов был сам Андрей Андреевич Ауэрбах.
В 1912 году дирекция Русского музыкального общества позволила реорганизовать Томские музыкальные классы в полноценное Музыкальное училище. При этом была усилена образовательная программа, основой которой стала консерваторская программа обучения. Набор в ТМУ осуществлялся на очень демократичной основе, к обучению принимались старшие дети обеих полов с минимум начальным (или церковно-приходским) образованием и с начальными музыкальными навыками. При этом плата за обучение была много ниже, чем в других средних учебных заведениях Сибири, но и при этом талантливая молодежь могла (по решению совета попечителей) учиться даже бесплатно.
Некоторое время музыкальный класс фортепьяно Тетрюмовой располагался на втором этаже современного магазина «Подарки» (пр. Ленина, 89 / пер. Плеханова, 1)
До 1915 года в училище работали пианисты — выпускники Московской консерватории по классу профессоров А. Зилоти, Н.К. Игумнова, А. Есиповой.
Высокие достижения Томского музыкального училища отметила государственная комиссия во главе с действительным статским советником Петровым. Когда он всё тщательно посмотрел, то был поражён, что в Томске ставят оперы. Это было для него открытием. Уровень подготовки был настолько высок, что если ученика посылали, скажем, в Московскую консерваторию, с томской рекомендацией и характеристикой, то он поступал…
Воробьёва Н.А. «110 лет Томскому музыкальному училищу» // Отчёт Клуба краеведов «Старый Томск», 2003
Таким учеником, например, была окончившая курс Шиловской Юлия Адольфовна Билевич, которая после Московской консерватории вернулась в Томск и стала работать педагогом в школе Шиловской. Когда после революции школа была закрыта, Билевич осталась без работы, но потом она всё-же была приглашена в Музучилище и до конца жизни работала в учреждении как преподаватель.
Среди людей Музучилища были поистине выдающиеся люди. В 1920-е годы блистал солист Императорских театров Антон Боначич, который известен как великолепный исполнитель оперных арий. Солист Императорских театров Иван Матчинский. Однажды Матчинского слушал Ленин. Это был выдающийся певец, но по характеру был не очень уживчивый человек, его не очень любили окружающие, но, тем не менее, он проработал в Томске два года. И то, что они своим авторитетом, талантом и способностями укрепляли вокальное отделение музыкального училища, это очевидно. С золотой медалью окончивший Петербургскую консерваторию Б.В. Померанцев, преподавал по классу фортепиано. Московскую консерваторию (по классу Скрябиной) закончила Инна Владимировна Иванова. Кстати сказать, внучатая племянница Ф.М. Достоевского. Среди преподавателей Варшавскую консерваторию закончили двое. В 1895 году приехал Яков Соломонович Медлин. Как скрипач он был учеником Барцевича. Через несколько лет вернулся из Варшавы с дипломом капельмейстера Моисей Исаевич Маломет (Маломет-второй, с 1902 года он меняет творческое имя на Я.С. Мейдлин). С начала 1930-х годов он стал работать в Томском музыкальном техникуме/училище. Незабываемое и уникальное явление в жизни образовательного учреждения, это Феофания Николаевна Тютрюмова, которая перед революцией 1917 года вела класс фортепьяно. Тютрюмова была пианисткой, много играла, много выступала как солистка в ансамблях. У неё были прекрасные выпускники. Она специально готовила аккомпаниаторов и иллюстраторов для немого кино, а потом, когда в 1930-х появился звук в кинокартинах, отпала необходимость в этой специальности. Среди её выпускников Лев Борисович Степанов — сын профессора Степанова, который оказался музыкально талантливым человеком. Он после окончания Томского музыкального училища уехал в Москву, учился в Московской консерватории на курсах у профессоров Мясковского и у Ракова. Степанов занимался композицией, и уже в 1930-е годы представил для постановки ряд опер, в том числе для театра Станиславского «Дарвазское ущелье». Затем, ещё до Великой Отечественной войны, он написал балет «Журавлиная песня», который в последствии был представлен на гастролях в Томске в репертуаре Уфимского оперного театра. Это действительно интересный балет, он интересен как по музыке, так и по хореографии, по постановке.
(По материалам Н.А. Воробьёвой)
1920-е — 1930-е гг.
В период Революции и Граданской войны в Сибири (1917— дек.1919) было весьма проблематично вести занятия музыкой в Томске. Однако занятия, хоть и в сжатом виде, продолжались, интерес к классическому музицированию сохранялся как у белой интеллигенции, так и и у новой, красной власти, которая установилась в Томске с началом января 1920 года.
В этот год училище получило статус высшего учебного заведения Р.С.Ф.С.Р., получило наименование Государственная высшая музыкальная школа Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома (ГВМШС). Обучение велось по трём специальностям: фортепиано, оркестровые инструменты, сольное пение. После экспроприации Сибирского торгового банка (СТБ) новая советская власть передаёт здание СТБ под новый техникум культуры.
По новой реформе образования, задуманной наркомом Луначарским, как наполнение РСФСР новой революционной формой образовательных учреждений — техникумов, в 1921 году ГВМШС расформировывается, на её основе вновь создаётся Томский музыкальный техникум отдела профессионального образования Томского губисполкома. В таком несколько странном статусе действовало 10 лет. Видимо, для сглаживания несуразности наименования, в 1931 году образовательное учреждение возвращается в форму Томского музыкального училища (музучилище второго формирования). Следует отметить, что в «техникумовский» период в 1923 году в учреждении был открыт класс баяна, который положил начало созданию отделения русских народных инструментов (ОРНИ).
В мае 1927 года музыкальный техникум… организовал первую в Сибири музыкально-методическую выставку. Важное место на ней было предоставлено демонстрации инструментов «великорусского» оркестра: гитары, балалайки, мандолины, домры и гармони. Выставка стала решающим фактом для открытия в музыкальном техникуме специального класса обучения игре на народных инструментах. По стране открывались новые учреждения культуры, были востребованы специалисты-народники. Первым инструментом открывшегося класса стал баян, а первым преподавателем музыкального техникума по классу баяна был Александр Рожков. Среди его учеников был Владимир Феоктистов, поступивший на подготовительное отделение Томского музыкального техникума по рекомендации Союза работников искусств.
В 1930-е гг. музыкальный техникум опять становится общесибирским (Западно-Сибирский край) учебным заведением и переименовывается в Томское музыкальное училище отдела народного образования Запсибкрайисполкома.
С дореволюционных лет начала ХХ века в училище одной из обязательных дисциплин для учащихся всех специальностей становится хоровой класс. На его основе осенью 1943 года было открыто отделение хорового дирижирования.
История учреждения в 1928—1953 гг., как и история страны, связана с молохом сталинщины.
Цитата из исследования Н.А. Воробьёвой, 2003:
…Что касается 1930-х годов, то это конечно было очень суровое испытание. Медлин, Тютрюмова, Муравьёв и Игнатьев были расстреляны в 1937 году. Потом появился здесь Эрвин Бах, он проработал в Томске два года. Эрвин Бах — это немецкий коммунист, бежавший от фашистов Германии сначала в Чехословакию, потом в СССР. Когда закончилась война, Эрвин Бах уехал в Германию. После его смерти его сын Вольфган Бах прислал в Томск партитуру 4-й симфонии своего отца, она сейчас (хранится) в филармонии и ждёт своего исполнения.
Яркий след в судьбе училища и самого культурного развития Томска оказала Магда Францевна Мацулевич. В юности ей часто приходилось на концертах слышать и А. Скрябина, и С. Рахманинова, и А. Зилоти, а училась в консерватории с Шостаковичем и Прокофьевым. В Томске она оказалась перед Великой Отечественной войной и сразу не только заняла место одного из ведущих педагогов по фортепиано, но и включилась в активную концертную жизнь, выступая соло, в ансамблях и как аккомпаниатор. Практически в день начала войны, 22 июня 1941 года ушёл на фронт директор училища. И на его место была назначена Магда Францевна. Новосибирское областное руководство решило закрыть Томское музыкальное училище. Но ретивость пролетарских чиновников из Новосибирска но столкнулось с очень активным сопротивлением в первую очередь Магды Францевны, и через 2 недели приказ о ликвидации ТМУ был отменён. В декабре 1945 года Мацулевич арестовали и обвинили в антисоветской деятельности, она, как и многие другие, попала в молох сталинских репрессий.
В 1944 году (с вновь образованием Томской области) училище становится учреждением территориальной системы среднего профессионального образования и переименовывается в Томское областное музыкальное училище отдела искусств Томского облисполкома. С 1949 г. находится в ведении управления культуры Томского облисполкома. С 1954 года началась подготовка по специальности «Теория музыки».
Послевоенное время и современность
Теоретические дисциплины в ТМУ велись с самого момента открытия Музыкальных классов. Подготовка по специальности «Теория музыки» началась в 1954 году. В начале ХХ века в училище одной из обязательных дисциплин для учащихся всех специальностей становится хоровой класс. На его основе осенью 1943 года было открыто отделение хорового дирижирования.
С 1991 года — училище в ведении управления (департамента) культуры Администрации Томской области.
В 2000 году открыта новая специальность — «Музыкальное образование».
В апреле 1999 года, в честь выдающегося музыканта современности, решением Государственной Думы Томской области музыкальному училищу было присвоено имя выдающегося композитора ХХ столетия, выпускника Томского музыкального училища Эдисона Васильевича Денисова: Томское областное музыкальноем училище имени Эдисона Денисова комитета по культуре и туризму Администрации Томской области.
В 2009 году Томское музыкальное училище было преобразовано в колледж имени Э.В. Денисова. В настоящее время (2013) полное официальное наименование: Томское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский музыкальный колледж имени Эдисона Васильевича Денисова» Департамента по культуре и туризму Администрации Томской области.
Музыкальный колледж сегодня — это 5 специальностей: «Инструментальное исполнительство» (специализации «Фортепиано», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Оркестровые струнные инструменты»), «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное образование».
В педагогическом коллективе трудятся: 10 заслуженных работников культуры России, 2 лауреата премии ЮКОСа «Музыкант года», член Союза композиторов России, заслуженная артистка России, 4 кандидата наук. 80% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию.
Более чем за 120 лет своего существования Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова выпустил свыше 4 500 специалистов для учебных заведений, концертных и театральных организаций, учреждений культуры.
Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова сотрудничает с рядом музыкальных вузов: Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского, Новосибирской государственной консерваторией им. М.И. Глинки, Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского, Дальневосточной государственной академией искусств, Красноярской государственной академией музыки и театра, Институтом искусств и культуры при Томском государственном университете и другими.
Правоприемственность
Современный МузКолледж имени Эдисона Денисова является правоприемником истории следующих учебных заведений XIX—XXI веков:
Музыкальные классы при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества, 1893—1912 (реорг. в → ТМУ)
Томское музыкальное училище, ТМУ (первого формирования), 1912—1919 ( → ГВМШС)
Государственная высшая музыкальная школа Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома (вуз ГВМШС), 1920—1921 ( → ТМТ)
Томский музыкальный техникум, ТМТ, 1921—19321 ( → ТМУ)
Томское областное музыкальное училище, ТОМУ (второго формирования), 1931—2009 ( → ТМК)
с 2009 — Томский музыкальный колледж имени Эдисона Васильевича Денисова
Поделиться:
Ссылка: | |
BB-code: | |
HTML: |