Царь повелел томскому воеводе Бутурлину отвести монастырю лучшие городские земли, послав при этом из кремлевских ризниц иконы, колокола, облачения, церковную утварь - в дар вновь восстанавливаемой обители во имя чудотворного образа Казанской Божьей Матери - Покровительницы Древа Государства Российского.
С этого времени северная часть Юрточной горы стала именоваться в Томске "Монастырским местом". Рядом и на территории приходского храма во имя Св. Алексия - человека Божия, упоминаемого в томских летописях с 1684 года, строится монастырский храм во имя иконы Казанской Божией Матери.
Старинная томская летопись сообщает об этом событии: "...Старец Ефрем…, подле той Алексеевской церкви поставил и оную церковь во имя Пресвятой Богородицы, чудотворного Ея образа Казанского, также построил кельи и ограду, где устроил совсем изрядный монастырь. В память об игумене старце Ефреме названа и речка Игуменка, протекавшая у восточных стен монастыря. От названия двух первоначальных храмов возникает название монастыря. Богородице-Алексеевский. Монастырь окружается рублеными стенами и валами, превращаясь в крепость-форпост с южной "калмыцкой" стороны города. По Подгорному переулку (Беленца) к монастырю выходят стены и башни нижнего острога. Наряду с монахами службу на стенах монастыря несут томские стрельцы и казаки. В XYII веке из монастыря осуществлялось общее руководство над монастырями Сибири, входившими в Томский разряд. В 1729-1730гг. в монастыре содержался крестник Петра Великого и дед великого русского поэта А. С. Пушкина - поручик Абрам Петрович Ганнибал.
Богородице-Алексеевский монастырь обладал обширными землями на р. Томи и Оби, рыбными тонями, борами, луговыми и пахотными землями, как правило, пожертвованными под вечное поминовение казачьими головами и дворянскими дворами томичей. В 60-е годы Х1Х столетия на пожертвованных землях купца-мецената Хромова был основан Феодоровский монастырь - на месте загородной кельи старца Феодора Козьмича в Хромовке. Становления Феодоровский монастырь не получил. Земли его также были приписаны к Богородице-Алексеевскому монастырю.
В 1744 году в монастыре открывается учебное заведение, где детей священнослужителей стали "обучать грамоте читать, петь и писать из катехизиса". 22 марта 1745 года 30 человек церковно-служительских детей были определены в монастырь. Так основалась первая томская духовная школа, просуществовавшая в разных частях города до 1919 года. В описи за 1842 года, составленной архимандритом Амфилохием в алтаре Пресвятой Богородицы приводится описание Святого ковчега с частью гроба Господня и мощами святых.
23 января 1864 года был отпет в Казанском храме и погребен в 3 саженях от алтаря Пресвятой Богородицы благочестивый томский старец Феодор Козьмич, с которым сибирская легенда связывает личность русского императора Александра 1. В 1932 году Богородице-Алексеевский монастырь был закрыт. С осквернением и разрушением монастыря "монастырское место" пришло в упадок. Было забыто и само историческое название местности.
12 июля 1992 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 11, в праздник святых первоапостолов Петра и Павла, произошло знаменательное событие в духовной жизни Томска: во время торжественного архирейского богослужения в Казанском храме на Юрточной горе архиепископ Новосибирский и Барнаульский Тихон благословил иконой Казанской Божией Матери открытие Богородице-Алексеевского монастыря. Сегодня он - один из старейших в Сибири.
"Монастырское место" - древний свидетель дерзаний и подвигов "Духа Святого ради", хранителя преданий церковной старины и вечности: светильника неугасшей веры, зажженного на заре сибирской истории благочестными иноками и инокинями в самом сердце исторического Томска.
Поделиться:
Ссылка: | |
BB-code: | |
HTML: |