В центре будущего храма, на столах, укрытых скатертями, были установлены иконы, исполненные по заказу в иконописных мастерских на Святой Афонской горе и пожертвованные храму томским городским головой Иваном Максимовичем Некрасовым:
1) Введение во храм Пресвятой Богородицы.
2) Рождество Христово.
3) Усекновение головы Иоанна Предтечи.
4) Покров Пресвятой Богородицы.
В восточной стороне против главного алтаря, где еще ранее был установлен камень, с изображением креста, томским губернатором камергером Гондатти была устроена металлическая доска с памятной надписью. В специальном углублении под памятной доской было во множестве положено серебряной и медной монеты, пожертвованной храму. Среди монет отличался один серебряный рубль, отчеканенный в конце XYI столетия - "массивный, прекрасно сохранившийся".
Проект храма в неовизантийском стиле выполнил томский губернский архитектор Андрей Иванович Лангер. Стиль храма отражал господствовавший в России начала ХХ столетия подъем национального самосознания, возвращения к домонгольским архитектурным традициям раннего русского средневековья, и церковно-филосовским доктринам XYII столетия, связывавшим грядущие судьбы России с возвращением Константинополя, созданием новой Русской Византии в центре средиземноморских цивилизаций и вблизи от Гроба Господня на Священной земле Израиля.
30 мая 1911 года в День Святого Духа состоялись освящение и подъем крестов на купола храма. 18 сентября были освящены и подняты на звоницу девять колоколов, отлитых в Москве на колокольном заводе братьев Самгиных. Вес Большого колокола составлял 102 пуда. Гармонично настроенный аккорд колоколов собора вошел в состав Томского Благовеста - одновременной партитурно-согласованной игры колоколов пяти томских храмов: церкви на Ямах, Воскресенской церкви с 1005-пудовым колоколом, Казанской - соборной церкви Богородице-Алексеевского монастыря с 303-пудовым колоколом и Троицкого кафедрального собора с 330-пудовым колоколом. В архитектуре собора сочетание высокого качества обжига кирпича и местного желтого песчаника создавало наилучший контраст с белизной снега, темной зеленью хвойных деревьев и светлой зеленью листьев. В развитии проекта храма - черночугунная литая и кованная из железа ограда, лестница, ведущая строго с запада, по склону горы, - усиливали общий эмоциональный образ, придавая движению к собору торжественность и одухотворенность.
Купола собора под сверкающими позолотой крестами имели небесно-лазурный цвет и были украшены во множестве вызолоченными восьмиконечными звездами.
18 декабря 1911 года в 9 часов утра состоялось торжественное освящение вновь построенного храма. Освящение было совершено епископом Иннокентием, архирейским викарием.
В начале 30-х годов собор был закрыт. Бесследно исчезли церковные ценности: древние книги, иконы, оклады, церковная утварь, облачения, картины, священные сосуды и т.д.
Крещенские праздники в январе 1945 года вошли в церковную летопись Томска датой возобновления Петропавловского собора.
Поделиться:
Ссылка: | |
BB-code: | |
HTML: |