Польский костел

В 30-е годы Х1Х века в Томске увеличилось число католиков за счет ссыльных, участников польского восстания. Куратором т.е. настоятелем Томского прихода был назначен о. Ремигий. Он продал все свое имущество, купил двух лошадей с экипажами и отправился объезжать обширный приход, тянувшийся чуть ли не до Омска. В пути он исполнял требы, попутно собирая пожертвования на храм. Брать приходилось все, что давали: хлеб, масло, яйца, трубы, холста, инструменты. Все это он свозил в Томск, снабжая семьи добровольных строителей. Жертвовали на храм не только католики, но и православные крестьяне.
 

Петропавловский собор

31мая 1909 года на возвышенном склоне горы, опускающейся к пойме Ушайки, известной в Томске, как "Мухин бугор", состоялась торжественная закладка собора во имя Святых первоапостолов Петра и Павла.
В центре будущего храма, на столах, укрытых скатертями, были установлены иконы, исполненные по заказу в иконописных мастерских на Святой Афонской горе и пожертвованные храму томским городским головой Иваном Максимовичем Некрасовым:
1) Введение во храм Пресвятой Богородицы.
2) Рождество Христово.
3) Усекновение головы Иоанна Предтечи.
4) Покров Пресвятой Богородицы.
 

Государственный областной историко-архитектурный музей

Открытие первой экспозиции в Томском областном краеведческом музее состоялось 18 марта 1922 года. Его история и судьба - это неразрывная часть нашей истории и культуры, именно по этой причине музей много раз менял свое название, перестраивался и перекраивался.
В 1838-1842 гг. воздвиг себе дворец на Большой Почтамтской золотопромышленник И. Д. Асташев. Великолепное здание, построенное по типовому проекту из альбома архитектора В. П. Стасова, и сейчас является украшением нашего города. После смерти Асташева дом приобрел томский архиерей, и лет сорок это здание так и называлось архиерейским домом. Колокольня и домовая церковь строились в 1855-1886гг. В настоящее время в ее помещении располагается органный зал, проводит репетиции и дает концерты Томский симфонический оркестр.
 

Каменный, бывший думский мост

С левобережья Ушайки в начале ХХ века на Базарную площадь можно было проехать по двум деревянным мостам - Базарному и Думскому. К 1911 году Думский мост пришел в крайне ветхое состояние. Перемещаться пешеходам и повозкам стало небезопасно. В марте 1914 года строительная фирма "Любинский и Векер" представили в Управу на обсуждение проект железобетонного моста через Ушайку. В декабре 1914 года приступили к разработке задания: наметить ось моста, положение устоев, уровень полотна, ширину и прочее. К этой работе были привлечены профессора и преподаватели Технологического института Я. Николин, П. Миняев, Н. Кашкаров, П. Микулин и Я. Первак. В марте городская Управа заключила контракт с инженерами У. Любинским и Э. Векером на строительство железобетонного моста стоимостью в 75 тысяч рублей.
 

Казанская церковь

В 1776г. на месте пяти или шести сгоревших, или разрушенных от ветхости храмов закладывается каменный соборный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери с приделами: северным - во имя святых мучеников Флора и Лавра, южным - во имя св. Алексия-человека Божия. Проектом предусматривался четвертый алтарь во имя праведного Лазаря, который предполагалось разместить в квадратном основании звоницы храма.
 

Дом Крячкова

Основанный в 1604 году как крепость, Томск со временем стал центром самой богатой губернии всей Сибири, поскольку в XYIII-XIX веках основная добыча золота велась на Алтае и в Кузбассе, входивших тогда в состав Томской губернии. Но подлинный расцвет для Томска наступил на рубеже Х1Х и ХХ веков, когда у нас было создано горное управление Сибири, которому подчинялись все зауральские горные округа, когда в городе появилось управление Сибирской железной дороги. Но главное, когда в Томске открылись Университет, Технологический институт, другие высшие и средние специальные учебные заведения, принесшие Томску славу Сибирских Афин.
 

Воскресенская церковь

Строительство Воскресенского храма началось в 1789 году "Иваном Карповым со товарищи" (школа Санкт-Петербургского архитектора В. Растрелли). Освящение храма состоялось 14 февраля 1797 года во имя Воскресения Христова и Успения Божьей Матери.
С Воскресенской горы - отсюда начиналось строительство Томска. Отсюда начинались истоки нашей истории. Это памятник архитектуры федерального значения и визитная карточка города Томска. Подобных храмов в России два: один - у нас, другой - под Санкт-Петербургом. Необычность их в том, что конструкция церкви существенно отличается от других и состоит из двух пределов, представляя некое подобие двухпалубного корабля.
 

Богородице-Алексеевский монастырь

В 1656 году после длительного штурма соединенными воинствами киргизов был разрушен и сожжен монастырь-крепость Пресвятой Богородицы, располагавшийся в устье реки Большой Киргизки, впадающей в Томь. Произошло это на 51 год существования монастыря, основанного в 1605 году. Чуть выше монастыря по течению Б. Киргизки был насыпан курган над могилой 70 монахов-воинов, павших при защите обители. Еще в начале ХХ столетия над лесистым курганом стоял массивный крест с именами монахов, обнаруженными в старинных поминальных синодиках Богородице-Алексеевского монастыря. В 1657 году игуменом монастыря Ефремом (Березовским) и братией была направлена челобитная царю Алексею Михайловичу с прошением об отводе земли для монастыря под защитой Томского города.
 

Белое озеро

Трудно представить, что еще сто лет назад Белое озеро находилось на самой окраине Томска. На выезде из губернского центра по почтовой Иркутской дороге были по левую руку только кладбище да следом за ним пересыльная тюрьма. Напротив тюрьмы - большая Площадь для торговли скотом, лесом и сеном. Еще - редкие домики улиц Белой и Белозерской охватывали озеро. И все. Существует много легенд относительно происхождения названия озера. Вероятнее всего оно получило имя "Белое" потому, что стояло в окружении белоствольных берез.
 

Белая мечеть

В середине 19 века, в далекий сибирский город Томск попал, видимо, в ссылку за какую-то провинность, гордый горец. Время не сохранило ни имени, ни места, откуда он прибыл, но судьба к нему была благосклонна. Может быть, он сильно приглянулся местным татарам и не сгинул, как многие в наших краях, а может, покорила их его религиозная ученость. Но спустя некоторое время нашел в Заистоке красавицу-татарку и предложил ей руку и сердце.